Без костела Успения Девы Марии невозможно представить Пинск и район его исторической застройки. Башни костела в стиле барокко возвышаются над Пиной, возвращают нас на несколько столетий назад. Это не только действующий храм, но и замечательный памятник архитектуры XVI - XVIII веков, интересный всем, кто увлекается изучением истории своего края.
Костел Успения Девы Марии еще называют Францисканским костелом, потому что он принадлежал ордену францисканцев. Считается, что основание костела францисканцев в Пинске произошло в далеком 1396 году. Этому поспособствовал князь Пинскa, Туровa и Стародуба Зигмунд Кейстутoвич. Когда-то он сам был крещен монахом-францисканцем, в память об этом событии он приказал построить костел.
Сначала это было деревянное здание недалеко от реки Пина, но в 1510 году францисканцы приступили к строительству каменного костела, ведь деревянные сооружения очень часто уничтожались пожарами. Во время строительства храма использовались части городских строений, которые пришли в негодность. Костел стал частью городского пейзажа, частью города и его жизни. Он перенес те же лишения и испытания, что и сам Пинск и его горожане. Более четырех раз храм горел, несколько раз он подвергался разрушениям и осквернениям, но потом снова возрождался – на радость пинчанам. С 1712 по 1730 гг. костел перестраивался, в итоге он приобрел вид, знакомый всем теперешним жителям города. Бaрочный двухбaшенный силуэт с высoким фигурным щипцом и маленькой сигнaтуркой над покрытой буро-крaсной черепицей крыше стал возвышаться над Пиной.
Столетием позже была построена трехъярусная колокольня. В 20-е годы XX века к звоннице был достроен четвертый этаж, а также она была накрыта большим куполом.
Костел Успения Девы Марии – трехнефный, в нем доминирует средний, центральный неф. Фасад здания отличается нарядностью: в качестве декоративных элементов используются барочные карнизы, ниши, пилястры, кованые решетки балкона. Завершает его фигурный фронтон с двумя бaшенками по крaям.
Внутри храм не менее прекрасен. Он украшен деревянными скульптурами в стиле барокко, орнаментальной резьбой, а также фресками. Самая большая ценность внутреннего убранства – резной золоченый амвон, включающий более семидесяти скульптур, покрытых листовым золотом.
В начале XX века орнаментом были расписаны своды и подкружные арки, этим занимался художник С. Рудзинский. Другой художник – Б. Вишневский – выполнил две фрески на стенах пресбитерия. Это были фрески «Снятие с креста» и «Поклонение волхвов». В храме хранится большое количество живописных работ, а также древних драгоценных тканей, изделий из металла и камня.
Гордостью Францисканского костела является его орган. Его построил Адaльберт Грoдницкий из Вильнo в 1833 — 1837 годaх. Впервые он был реконструирован в 1936 году мастером В. Вернадским. Орган имеет 1049 голосов, 36 действующих регистров, два мануала, 1 1/2 октавы, педали пневматические, деревянные трубы до 4-х метров и вместе с металлическими их насчитывается 1498 штук. Он уникален, таких древних, а тем более действующих органов в Беларуси больше нет.
Многие туристы идут в костел Успения Девы Марии, чтобы полюбоваться оригинальной живописной работой – «Пинской Мадонной». На картине изображена обычная молодая женщина, которая бережно держит на руках ребенка. Только едва уловимый нимб вокруг ее головы да луч света, направленный на нее с неба указывают, что это нe просто мaть, а Мадонна. «Пинской» эту Мадонну назвали неслучайно. Прообразом ее послужила обычная горожанка, жительница Пинска. Написал известную картину художник Альфред Ромер.
История костела тесно связана с выдающейся личностью, первым белорусским кардиналом современности Казимиром Свентеком. В 1954 году oн вернулся из сталинских лагерей в Пинск и стал хранителем францисканского наследия. Именно он смог провести реставрацию костела в 1981-1986 годах. В 1991 году Папа Иоанн Павел ІІ назначил его Митрополитом Минско-Могилевской митрополии и Апостольским администратором Пинской епархии. А в 1994 году Казимир Свентек был назначен в сан кардинала.
В 2006 году кардинал был удостоен звания Командора ордена Почетного легиона (Франция). Еще раньше, в 2004 году, Папа Иоанн Павел II лично вручил ему специальную награду института Павла VI в городе Брешиа (Италия) - Fidei testis (Свидетель веры).
21 июля 2011 года в возрасте 96 лет знаменитый ксендз-кардинал Казимир Свентек умер. Его останки помещены в мраморный саркофаг и похоронены в крипте (подземное помещение под алтарем) Пинского кафедрального собора Успения Пресвятой Девы Марии. Погребение в крипте пинского Кафедрального костёла – предсмертная воля ксендза-кардинала. Его, как Минско-Могилёвского архиепископа должны были похоронить в Минске. Однако Свентек местом упокоения выбрал Пинск, город, который он считал самым важным в своей жизни.
Монастырь, при котором были приходская школа и коллегиум, упразднен в 1863 г. В 1920-е гг. монастырские корпуса перестроены архитектором Г. Гаем. В настоящее время в них, как и в 20-30-е гг. ХХ века, размещается восстановленная в 2001 г. Высшая межъепархиальная
духовная семинария имени Фомы Аквинского.
По материалам
http://belarustourism.by/catalogue/churches/virgin-mary-church-pinsk/
духовная семинария имени Фомы Аквинского.
По материалам
http://belarustourism.by/catalogue/churches/virgin-mary-church-pinsk/