Иезуитский коллегиум



Пинский коллегиум иезуитов был построен в 1635-48 годах.  
Коллегиум – самое старое здание Пинска – настоящий патриарх пинской старины. Ни один его фасад не похож на другой, а три фигурных фронтона сбивают с толку – какой же из них считать главным – северный с пинскими курантами, установленными на нём в советское время, западный или восточный?



Здание коллегиума то походит на неприступную скалу, поддерживаемую башней-контрфорсом, то раскрывается, подобно книге. В его облике соединились мастерство строителей и каменщиков, владевших совершенными пропорциями ренессанса и умевших удивлять – как этого требовало от художника, склонное к вычурности барокко.


Со стороны бывшего внутреннего дворика сквозь частые переплёты рам сияют окна трёх этажей. По бокам криволинейных фронтонов – спиралеподобные свитки волют. Красная черепичная крыша несёт на себе два ряда высоких белых печных труб. Первый этаж опоясан клуатром (крытой галереей), позднее заложенным. А широкое крыльцо и весь раскрытый в сторону площади и моста Г-образный коллегиум словно обращается к жителям и гостям Пинска с приглашением полюбоваться его величием и войти под его своды.

Могучие 1,5-2-хметровые стены коллегиума хранят холодное дыхание вечности. Среди этих стен соперничали в красноречии знаменитые преподаватели. Иезуитам удалось создать самую передовую для своего времени систему образования, в которую входил и пинский коллегиум. Вместе с коллегиумом в Полоцке он занимал высшую ступень среди иных иезуитских коллегиумов Беларуси и от университета отличался тем, что не имел права присуждать учёные степени. «Общество Иисуса» учило задаром, принимало в коллегиум и католиков, и православных, как шляхтичей, так и способных мещанских и крестьянских детей.


Много негативного инкриминируют иезуитам. Чего стоит их основополагающий принцип – «Цель – оправдывает средства»? Но нельзя забывать о том, что иезуиты занимались благотворительностью, несли просвещение, открывали типографии, госпитали, аптеки, спасали людей во время эпидемий. Так было и в Пинске. Коллегиум, где в течение 12-13 лет можно было получить духовное и светское образование был популярен во всём крае и православная шляхта наряду с католиками отправляла сюда своих детей.

Стараниями генерала ордена иезуитов ученого-энциклопедиста словенца Габриэля Грубера (1740 – 1805) в пинском коллегиуме появились физический, минералогический, астрономический кабинеты, а классы, коридоры, часовню и трапезную коллегиума украсили ценные иконы, картины и скульптуры основателей. Была создана богатая библиотека, которая в 1940 г. вывезена в Ленинград и по сей день утрачена для Пинска и Беларуси. При коллегиуме находилась типография, где наряду с книгами на латинском и польском языках духовного содержания были напечатаны поэтические сборники его учеников, а также сборники «Публичные забавки» и «Домашние забавки» старосты Новогрудского повета Казимира Неселовского.

В особом двухэтажном помещении находилась старейшая на Полесье аптека. Здесь появился и первый полесский театр, не профессиональный, а всего лишь школьный, где ставили разные мистерии из жизни святых, на которые приглашалась местная шляхта.

Гордость коллегиума – это его выпускники. Здесь удивлял преподавателей своими способностями и жаждой знаний будущий знаменитый поэт, историк и религиозный деятель Адам Нарушевич (1733 – 1796), который родился на Пинщине поблизости Логишина. Он один из основателей польской просветительской поэзии и автор многотомной «Истории польского народа».

Здесь учились публицист и педагог Анастаз Людвик Керсницкий (1678 – 1733), философ, ректор Варшавского университета Кароль Вырвич (1717 – 1799), политический деятель Речи Посполитой, преобразователь Полесья Матеуш Бутримович (1745 – 1814). Стены коллегиума помнят иезуитского проповедника Андрея Боболю, в 1657 году принявшего мученическую смерть от рук казаков и канонизированного в 1853 году. Его святые мощи покоились в крипте костёла, затем были переданы в Полоцк, побывали в Москве и, благодаря Ватикану, упокоились в варшавском костёле Святого Андрея Боболи.

Старый коллегиум повидал и двух монархов. В 1706 году – шведского короля Карла XII, который с высокой костёльной колокольни обозревал окрестности Пинска в подзорную трубу, определяя возможность прохода на Волынь. В 1784 г. здесь в бывшем монастыре иезуитов остановился польский король Станислав Август Понятовский, в заслугу которого можно смело поставить создание в Речи Посполитой «Адукацийной Комиссии» – первого в Европе Министерства образования.

В 1773 году в связи с ликвидацией ордена иезуитов монастырь был закрыт, его имущество конфисковано. Потом он стал собственностью униатов, но не надолго. После разделов Речи Посполитой в 1800 г. монастырь вместе с имуществом передаётся Богоявленскому православному монастырю, а в 1875 году сюда переводят Ляданское духовное училище. Среди бур саков, которые занимались в эту пору в пинском коллегиуме, был будущий учёный-экономист, редактор-издатель «Нашай Нівы»» (1906-14) и других белорусских изданий, государственный деятель белорусского Возрождения Александр Никитич Власов (1874 – 1941), ставший, как и многие другие представители белорусской интеллигенции, жертвой сталинских репрессий.

В 20-е – 30-е гг. XX века костёл и коллегиум снова принадлежали католикам.

В 1919 году у его подножия произошла трагедия – по ложному обвинению в подготовке большевистского заговора были расстреляны 34 пинских еврея.

В советское время здесь размещалось множество учреждений, что и спасло коллегиум от участи уничтоженного в 1953 году храма.

После реставрации в 1995 – 1996 годах сюда переехал Музей Белорусского Полесья, которому в 2006 году исполнилось 80 лет.

Самый верхний этаж коллегиума отдан юным талантам. Здесь находится детская хореографическая школа.




По материалам 
http://belarustourism.by/catalogue/architecture/kollegium-iezuitov/
http://glidernet.livejournal.com/24712.html